?

Log in

No account? Create an account

Скажи друг и войди

журнал Николая Килячкова

Previous Entry Share Next Entry
Оптика дольняя и горняя
rimehora


Прочёл намедни об ещё одной "исповеди бывшего монаха". Комментарий после заметки заинтересовал, так что я счёл необходимым посмотреть первоисточник.

Не скажу, что я прочёл весь текст - примерно половину. Это тяжёлое чтение, и комментировать его хочется не публично, а в личном разговоре. Но раз уж тов. Баранов развернул активную интернет-деятельность, я тоже поделюсь одним наблюдением. Я читал интервью, и чем дальше, тем больше хотелось задать вопрос: "Григорий, а Вы, когда в монастырь шли, в Бога верили? А в какого?" Вопрос этот не об имени Его и не о догматах. Просто было желание оборотиться малышом, распахнуть глазки-бабочки и спросить детски-наивное: "А ты Бога видел? Он какой?"

Потому что после всех воспоминаний и наблюдений Баранова, подчас умных и небеспочвенных, я ясно понял: посмотри я таким взглядом на Иудею 1-го столетия, я увидел бы там много интересного - споры фарисеев и саддукеев, противостояние династии Иродов и старой знати, глухой ропот против римлян и явную ненависть к самарянам, бурление религиозной жизни и предвестники самоубийственной Иудейской войны. А Христа с апостолами я бы не заметил. Много ли их: тринадцать человек, и вокруг какая-то мутная толпа поклонников. Ясно всё с ними: подвести под очередное правило, поместить в нужную категорию - и дело с концом.

Это напоминает картины Питера Брейгеля-старшего. Вот "Несение креста" (вверху этой страницы). Толпа яркая, сочная, разнообразная. Когда я впервые увидел маленькую репродукцию этой картины в "Краткой истории искусств", я долго искал на ней Христа, но не нашёл. Пересматривая картину перед написанием этого поста, я, к своему удивлению, увидел, что сцены страстей Христовых разбросаны по всему пространству картины. Но это надо знать, куда смотреть...

Или вот "Обращение Павла". Крупы двух лошадей занимают на картине весьма заметное место. Но видите ли Вы упавшего Савла?



Так, может, не стоит обращать внимание на эти столь незаметные проявления Бога в дольнем мире? Может всё это случайные флуктуации? Отнюдь. Наша вера говорит, что однажды наступит апокалипсис (а слово это в переводе с греческого означает вовсе не "конец света", а "откровение"), и в этот день мир свернётся, словно холст, а все события нашей жизни предстанут в ином свете. Как-то так:



Это икона Воскресения Христова. Здесь мы видим Христа и праведных праотцев, которых Он выводит из ада. А где же бурление общественной жизни? По-моему, оно здесь тоже есть, и сейчас я его покажу. Видите, под ногами Христа чёрная бездна, а в ней тонкими линиями нарисованы цепи, замки и какие-то инструменты? Это врата адовы, которые разбил Христос. Так вот, все споры и союзы, неотложные дела и принципиальные вопросы, которые отделяют нас от Бога, лежат где-то там. И занимают, как видно, совсем немного места.